На главную страницу сайта
О клубе Программы Членство Персоналии English

РЕАЛЬНОСТЬ В МИРОВОЗЗРЕНИИ, ФИЛОСОФИИ И ФИЗИКЕ

В современной научной картине Мира Реальность представляется как Бытие вещей в сопоставлении с небытием. Действительность - то, что существует и развивается как объективная Реальность во всей ее конкретности. Бытие же - это существующий независимо от познающего объективный Мир. Материальность Мира отождествляется с Бытием. Существование предстает как многообразие изменчивых вещей в их связи и взаимодействии. Сущность определяется как смысл данной вещи. Полагают, что познание Сущности возможно лишь на основе абстрактного мышления и создания теории исследуемых процессов при переходе от чувственной к рациональной ступени познания с формулировкой законов развития.

Совокупность принципов, взглядов и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к Действительности отдельного человека, социальной группы, общества в целом и составляет Мировоззрение. Оно определяется Философией как наукой о всеобщих закономерностях, которым подчиняется как Бытие ( то есть Природа и общество ), так и мышление человека, процесс познания как одна из форм общественного сознания. Основным вопросом Философии как особой науки является проблема отношения мышления к Бытию, сознания к материи. Для решения этого вопроса используется, в частности, диалектический метод, развивающий науку о наиболее общих законах развития Природы, общества и мышления. Метод претендует на формирование закона развития мысли от причины к следствию, от явления к его осознанию как формы проявления движения - способа существования Материи.

Постижение всей совокупности сведений о Природе возложено на Физику, начиная с изучения закономерностей движения тел и движения вообще как основы развития. Но раскрыть общее в детерминации этих процессов, объяснить существующее многообразие процессов на основе механики И.Ньютона Физика не смогла и распалась на множество наук по изучению частных явлений. Истинность положений в какой-либо из наук ставилась в зависимость от возможности перевести их на язык физики. С позиции утверждения о единстве знаний это и был поиск единого языка для описания всей системы существующих знаний. Таковы штрихи к портрету фундаментальных понятий в методологии научных исследований в познании устройства Мира. Они несут, естественно отпечатки древней мудрости, препарированной сознанием человека, обремененного образованием, которое структурировалось в ходе развития самой науки как системы познания. И только сейчас, в конце XX и начале XXI века стало ясно, что сбой в системе познания и его приобретения произошел в самом начале формирования системы научного знания, сделав неотвратимым ложный путь познания Реальности. Что же произошло в Физике как науке за последние 300 с лишним лет ? Научное сообщество выработало убеждение, что в основу физики заложены принципы Г.Галилея, законы И.Ньютона, электродинамика Д.К.Максвелла и многое другое, что достигнуто как развитие этих основ, и новые веяния, которые принес в физику XX век, век квантовой физики микромира. Но достаточно прочесть оригиналы этих основ, чтобы убедиться, что заложенные в арсенал физического знания "основы" - это неверные переводы и некорректная трактовка классического наследия, не имеющие никакого отношения к тому, что заложено классиками естествознания.

Трудно себе представить, как это произошло, но факт: в законах И.Ньютона в "Математических началах натуральной философии" [ 1 ], которые и являются научными основами естествознания, термин "приложенная сила" переведен с латинского и усвоен на всех языках как "действие" и отождествлен с "силой". В оригинале же "действие оценивается как произведение силы действия на скорость действия", ибо сила сама по себе ничего не может совершить, не будучи приложенной с определенной скоростью. Иными словами, действие - это мгновенная мощность, которая определяется работой, необходимой для совершения элементарного акта изменения состояния. Таким образом, изначально из основ физики изъята энергетика процессов в элементарных актах взаимодействия, что является необходимым условием реализации любого явления. Более того, извращено представление о взаимодействии в формулировке третьего закона И.Ньютона, где "закон взаимодействия" представлен как "действию всегда есть равное и противоположное противодействие …", закрепившееся в текстах и в сознании как "равенство сил действия и противодействия". В оригинале же речь идет о передаче действия от одного объекта к другому при равенстве действия ( мгновенной мощности ), переданной другому объекту и полученной этим объектом. В этом и состоит суть взаимодействия : переход действия причины в действие следствия. Это и есть общий фундаментальный закон взаимосвязи причины и следствия, который дает представление о специфике процесса взаимодействия в явлениях любой природы.

В общепринятой же формулировке равенства сил действия и противодействия утверждается неразличимость характеристик причин и следствия. А это означает, что понятие взаимодействие как таковое исключено из анализа процессов и из сознания человека. Фактически отсюда и проистекает представление о неком "равновесном" Мире, в котором ничего не происходит и происходить не может, ибо характеристики причины идентичны характеристикам следствия. Такой представляется модель Реальности из традиционной формулировки законов И.Ньютона. В дальнейшем введение в обиход законов сохранения упрочило это представление, поскольку утверждается целый комплекс характеристик причины и следствия, которые не изменяются при взаимодействии. Таким образом, законы сохранения стали прокрустовым ложем для логики мышления, ибо из физики исключено фундаментальное свойство Реальности - взаимодействие, которое является механизмом творения Действительности и ее развития [ 2 ]. Исключено представление о детерминации, которая и определяет развитие процессов. Нет взаимодействия - нет и развития !

И физики нашли "выход" из этого положения, введя "случайность" с вероятностными мерами оценки характеристик "состояний". Этот приговор окончательно избавил физику от анализа процессов и возможности искать законы эволюции систем. Теорема о Марковских цепях удачно подыграла этой логике, утверждая отсутствие последствий в ряду последовательных событий, если даже соседние связаны друг с другом. Этим утверждением нарушено арифметическое правило суммирования событий в реальной системе из взаимодействующих элементов, ибо сама Действительность и ее история есть результат последствий суммирования последовательности событий. Теорема Геделя-Тарского о неполноте, о принципиальной невозможности формализовать Истину, и вовсе усыпила сознание исследователей в стремлении в математическом формализме отразить адекватно реально происходящее. Доказательство теоремы базировалось на исходном утверждении ав = ва, что свидетельствует о непонимании глубины смысла операции умножения, где множимое и множитель несут разную миссию, отражая истинное положение процедуры умножения в Реальности, когда левовращение и правовращение не идентичны.

Еще много ляпсусов допущено в физике, которые и обеспечили полную несостоятельность в адекватном описании реальных явлений [ 3, 4 ]. Парадоксально: физика в течение столетий "обходилась" без механики, без динамики, без осознания глубины арифметических операций сложения и умножения, без логики взаимосвязи причины и следствия. Теории явлений сводились к попыткам получить некое интерполяционное описание модели того или иного явления, пользуясь специальным для каждого явления набором гипотез, постулатов, допущений и даже принципов. Фактически способ интерполяции в описании явлений стал "научным" методом получения представлений о явлениях.

Сам поиск в исследовательских программах изначально входил в противоречие с философским утверждением о целостности и единстве Природы и ее законов. Да и законы диалектики не могли изменить статус принятых манипуляций в научном поиске, так как опирались на объективную сущность, а по существу, на объектную, предметную сущность Реальности, в то время как "Мир дан в движении, и его законы - законы движения", которые и определяют сущность происходящего. А эфемерные формулировки "борьба противоположностей", "отрицание отрицания" и даже "переход количества в качество" ( где происходит трудно поддающаяся логике мышления трансформация категории количества в категорию качества ) не могли быть формализованы и переведены в научную плоскость, то есть квалифицированы физическими характеристиками и математическим представлением.

Образованный философ непременно наложит ярлык физикализма на такой подход в сложившейся ситуации в познании Реальности. Но в существующих способностях сознания и логики мышления предложенный в физике реальности [ 4 ] подход является пока единственным в рамках принятых определений и сформулированного фундаментального закона взаимосвязи причины и следствия, то есть логики причинно-следственных отношений, и универсального Принципа Порядка как закона организации структуры развития систем. Признавая единство и целостность в проявлении фундаментального закона взаимодействия и Принципа Порядка, предоставленных физикой реальности как наукой о явлениях в реальном Мире, трудно требовать еще чего-то от какой-либо другой науки, которая была бы способна отразить это что-то, не имеющее отношения к природным явлениям.

Все произошедшее в науке дает основания констатировать, что ложные основы в арсенале физического знания не предоставляли Философии возможность проявить любовь к мудрствованию, к обоснованному обобщению найденного в физике на области явлений, которыми занимаются другие науки ( химия, биология, астрофизика и т.д. ). Именно поэтому философия и не могла сформировать почву для создания Мировоззрения, которая открывала бы человеку Мир в его полноте и многообразии. Этот экскурс в историю развития физики и объясняет ту ситуацию, которая сложилась в современной философии, которая превратилась в компилятивную систему изложения измышлений разного порядка значимости и объективности. Физика свелась к комбинаторике терминов, понятий, не содержащей в процессе манипуляций логической взаимосвязи причинно-следственных отношений, предоставив философии пустые хлопоты по формированию научной картины Мира. На базе такого "мировоззрения" не могло быть сформировано и адекватное представление о Реальности и Бытии, о Действительности и Сознании.

Неоднозначность используемых терминов и понятий при отсутствии закона построения взаимосвязи причины и следствия даже в физике, то есть закона детерминации фактов, сделали бесполезным и даже бессмысленным само любомудрие, само философствование в отсутствии зерен мудрости в плевелах невежества ( А сколько неверных переводов и трактовок в фолиантах исторического наследия в разных областях знаний ! ).

Реальность для человеческого сознания выступает как творящая Действительность, не осознаваемая человеком, что он в каждом миге Бытия является творцом этой Действительности, не представляя сонма последствий своей деятельности. Овладев глубинами знаний и не осознав их величие и могущество, человечество в состоянии обречь себя на безвыходное положение в этом Мире, как это уже было неоднократно в истории, если эти знания не будут направлены на формирование нравственных основ всего человеческого общества.

Теперь в руках и в сознании познающих Действительность есть парадигма, которая свидетельствует о единстве знаний для понимания Реальности как Мира, данного нам в движении: один общий фундаментальный закон взаимосвязи причины и следствия при взаимодействии в элементарных актах любой природы и универсальный закон эволюции природных систем, Принцип Порядка, диктующий процессы творения и развития в нашем реальном Мире Бытия. Потребуется длительный процесс развития человеческого общества, пока человек в своем сознании и мышлении, будучи сам продуктом Природы, не будет сам себя ассоциировать с Природой и действовать сообразно ее законам и с пониманием результатов своих творческих деяний.

Top.Mail.Ru

© 2001-2024 Международный Клуб Учёных
E-mail: science@shaping.org

Яндекс.Метрика