О клубе | Программы | Членство | Персоналии | English |
Яков Черкасский . Гиперборея! Имя дико - но душу радует оно... |
Доктор философских наук москвич Валерий Никитич Демин - один из наиболее оригинальных самобытных российских учёных нашего времени. Человек поистине энциклопедических знаний, он нашёл на севере России, на Кольском полуострове, несомненные материальные следы легендарной Гипербореи - той самой, "откуда пошла есть", как полагает В.Н. Демин, вся европейская цивилизация. Результаты научных исследований В.Н. Дёмина, без преувеличения, - научная сенсация, поскольку идут вразрез с устоявшимися, каноническими представлениями о том, где и как зарождалась жизнь на Земле, об истоках и предпосылках человеческой пракультуры. Но открытия Дёмина ценны ещё и тем, что проливают, пусть пока ещё неяркий, но всё же свет на череду таинственных, загадочных явлений, которые никак не хотят вписываться в рамки "здравого смысла", и которые испокон веку отмечаются в окрестностях Сейд-озера, то есть там, где проводит свои экспедиции Дёмин. АДАМ И ЕВА ЖИЛИ НА СЕВЕРНОМ ПОЛЮСЕ? Фрау Бригитта, продавщица книжного магазина, куда я частенько наведываюсь, женщина не по годам экспансивная и непосредственная, задав мне при первом знакомстве традиционный вопрос, и услышав ответ: "Aus Russland, aus Murmansk", порывисто всплеснула руками, да так, что разметались её тщательно уложенные седые пряди. "Mein Gott!, - воскликнула она, картинно вздевая руки к магазинной люстре. - Там ведь так холодно!" Да, в сознании многих и многих - и не только в Германии, но даже и в России - Мурманск, Баренцево море, Кольский полуостров прочно ассоциируется с мертвящей стужей, долгой Полярной ночью, волчьим завыванием снежных метелей, то есть с теми прелестями матушки-Природы, которые долгой и счастливой жизни отнюдь не способствуют. Наверное, этим в первую очередь объясняется, почему так тяжко, с такими потугами и усилиями, временами явно пробуксовывая, получают общественное признание идеи доктора философских наук Валерия Никитича Дёмина. Их суть такова: некогда, многие тысячелетия назад (конкретные цифры разными учёными даются разные - от 10-20 тысяч до 400 тысяч лет) в Арктике, на обширных пространствах единого тогда материка, жили-поживали и добра наживали сильные, смелые, счастливые люди - гипербореи. Название "Гиперборея" страна эта получила от древних греков, поскольку находилась она "за северным ветром" (по греческой мифологии - Бореем), как бы сверху (отсюда - "гипер"). Именно здесь, в Гиперборее, утверждает Валерий Никитич, надо искать начало начал человечества, именно здесь делал свои первые шаги наш далёкий пращур, осознавая себя - Человеком! - Позвольте - воскликнет ошарашенный читатель, - вы что же, меня, находящегося в здравом уме и твердой памяти, всерьёз убеждаете, что тот самый Парадиз, где Адам и Ева нагишом вкушали дары Природы и наслаждались солнечным теплом, располагался не на благословенном юге, а в Арктике? - Насчет Рая, не знаю, я не священнослужитель, не исследователь Библии, не богослов - ответствует Валерий Никитич. - Но то, что Гиперборея - праматерь мировой Культуры, древнейшая в человеческой истории цивилизация - на этом стою твёрдо. Я заявляю чётко и недвусмысленно - все нации и народы, населяющие ныне Землю, - потомки некогда единого гиперборейского этноса, все нынешние языки восходят к наречию, коим изъяснялись гипербореи. Здесь я хотел бы сразу же внести вот какое уточнение: имеется группа авторитетных учёных, несогласных с этой, весьма категоричной точкой зрения Дёмина. Они полагают, что Валерий Никитич слишком расширительно представляет исторически производное от гиперборейского "пранарода" и "праязыка", что в Гиперборее берут начало только народы, населяющие ныне евроазиатский континент, да и то далеко не все. БЫЛА ЛИ ЖИЗНЬ НА КОЛЬСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ 4 000 ЛЕТ НАЗАД? В.Н. Дёмин постоянно повторяет, что отнюдь не он - первооткрыватель Гипербореи. В конце прошлого века в США появилась книга профессора В. Уоррена под характерным, стреляющим прямо в "десятку" названием "Найденный Рай или Колыбель человечества на Северном Полюсе". Но особенно много для популяризации гиперборейских идей сделал индийский учёный Б. Тилак. Основываясь на скрупулёзном анализе Вед, священных индийских книг, он доказал, что древние носители санскрита, языка индийской культуры, так называемые арии, жили в приполярных областях. Впрочем, и В. Уоррен и Б. Тилак тоже не были первыми. Еще в средние века целый ряд исследователей обращали внимание, что в таких священных книгах, как индийская Ригведа, иранская Авеста, в тибетских и китайских исторических хрониках, в скандинавских сагах, в германском эпосе, в Библии, в мифах и легендах разных народов описывается в образно-символической форме некая Прародина - внимание! - с несомненно Полярными ее приметами (долгие сплошные ночь и день, северные сияния, северное звёздное небо и т.д.). В сочинениях древних авторов, в том числе, разумеется, самых именитых, встречаются неоднократные упоминания о гиперборейцах, как о реальном древнем народе, жившем в приполярных районах с благодатным климатом и генетически связанном с эллинами. Достаточно подробно, к примеру, описывали Гиперборею живший в V веке до н. э. древнегреческий историк Геродот (которого иногда называют "отцом истории"), а также древнеримский учёный и писатель Плиний Старший (I век н.э.). Древнегреческий исследователь Страбон ( 64/63 г.г. до н. э. - 23/24 г.г. н. э.) в своей знаменитой "Географии", которая состояла из 17 книг и являлась венцом географических знаний античности, рассказывает об окраинной северной территории, именуя её "Туле". По Страбону, она расположена в шести днях плавания на север от Британии, то есть, по современным расчётам как раз там, где находилась Гнперборея (если быть уж совсем точным, Туле по Страбону - одна из оконечностей Гипербореи). Живший уже во II веке н. э. великий греческий астроном и географ Клавдий Птолемей поместил Гиперборею на Севере примерно там, где Страбон. Сохранилась карта известнейшего средневекового картографа Герхарда Меркатора (1512-1594), который опирался на имевшиеся в его распоряжении древние знания. Гиперборею он изобразил в виде огромного арктического материка с высокой горой в районе Северного полюса. Золотой Век человечества, о котором так охотно и ярко писали едва ли не все античные авторы, оказывается отнюдь не их выдумка: гипербореи и в самом деле не знали голода и болезней, это было время Справедливости и Благоденствия, считает Демин. Но как же гипербореям удавалось жить в довольстве и неге на Севере, где, по уверению фрау Бригитты, "так холодно"? Вcе дело в том, что в гиперборейские времена Арктика, север Евразии по климату были сопоставимы ... со средиземноморским. И это уже отнюдь не гипотеза московского ученого, не домысел, а неоспоримый исторический факт: комплексные исследования, проведенные недавно на севере Шотландии, на острове Шпицберген, на берегах Северного Ледовитого Океана показали, что четыре тысячи лет назад жизнь здесь била ключом - в морских отложениях найдено множество останков представителей теплолюбивых животных. А далее события, по мнению Демина, развивались, как в современном американском триллере. Безмятежную жизнь гипербореев прервал мощнейший природный катаклизм - резкое похолодание, затем - потоп. Причины его неясны, существует несколько версий, в том числе и такая экзотическая, как внезапное смещение земной оси. Мифы о "светопреставлении" сохранились в устных преданиях и рукописных источниках многих народов. Под воду погрузилась почти вся материковая Арктида со священной горой Меру, находившейся как раз на Северном Полюсе. Уцелевшие гипербореи (арии) ушли на юг, их потомки расселились, как утверждает Дёмин, по всей Земле, разумеется, постепенно, в течение многих тысячелетий. ЧТО ОБЩЕГО У НОСА НЕМЕЦКОГО С НОСОМ РУССКИМ ? Очень вовремя попались на глаза В.Н. Дёмину результаты исследований группы американских лингвистов. Они "пропустили" через компьютер более двухсот языков мира, особенно тщательно "просеивая" понятия, связанные с воспроизводством человеком себе подобных - процессом полового сближения, деторождения, кормления грудью и т.д. Компьютер славно потрудился и дал ответ: все языки мира, несомненно, произошли от одного, общего корня. Что, впрочем, хорошо известно людям, живущим в ареале иудо-христианской культуры - вспомним известный ветхозаветный сюжет о Вавилонской башне. Я изучаю немецкий язык и не устаю удивляться, как некоторые грамматические конструкции, понятия, слова напоминают русские, хотя, на первый взгляд, эти языки резко отличаются друг от друга. Но удивление моё ещё больше возросло, когда, по подсказке и с помощью В. Н. Дёмина, я продолжил параллели до санскрита. Такие аналогии поучительны и полезны, так как санскрит - это язык древних ариев, пришельцев с Севера; тысячелетиями жрецы не разрешали менять в священных текстах не то что слова - даже буквы, запятой. И вот что получается на моём, явно непрофессиональном, дилетантском уровне: на санскрите русскому "носу" соответствует "насика"", на немецком это слово звучит "Nase". Пойдём далее: санскритское "чашака" - русское "чаша", "чашка", немецкое "Tasse". "Рана" в санскрите означает "рокочущий", в России есть немало рек именно с таким названием, в тесном родстве с ними - немецкий глагол "rinnen" - "течь", "протекать", наверняка отсюда и название Рейна, и, к cлову будь сказано, французской Роны. Русская фраза "мой сын" в санскрите звучит "мой суни", в немецкой "mein Sohn". Примеры можно продолжать и продолжать. Знаю, мне возразят: вы, господин Сочинитель, ломитесь в открытые двери, сходство, родство русского, немецкого и языков индийской группы давно и хорошо известны, причём не только филологам, которые ввели понятие "индоевропейская языковая семья". Много и проникновенно, например, об общности не только языков, но и духовных устремлений народов, населяющих Россию и Индию, писал глубоко почитаемый мною прекрасный русский поэт Николай Клюев, он даже называл Россию "Белой Индией", "Индеюшкой". Но я прошу читателя вникнуть в мои дальнейшие рассуждения, и тогда, надеюсь, станет понятно, что господин Сочинитель не так прост, как это может показаться некоторым оппонентам. ... Лет двадцать, помнится, назад хорошо сидели мы прелестным зимним вечерком после замечательной баньки с вениками с известным на Кольском Севере поэтом, знатоком Кольской старины Владимиром Смирновым, ныне уже покойным. Разговаривали о разных разностях, зашла речь о давнем пристрастии Смирнова, выходца из поморской семьи, о российских саамах, коренных жителях, аборигенах Кольского полуострова. Численность их невелика, не дотягивает даже до двух тысяч. - А ты знаешь, старичок, - заговорщически приблизил ко мне свою лохматую бороду Володя, - с кем, с какой страной в родстве наши саамы? - Смирнов выдержал паузу, чтобы насладиться моим нетерпением. - С Индией! И далее Смирнов обратил мое внимание на то, что я знал и раньше, но чему особого значения не придавал. На Кольском полуострове в географических названиях (а подавляющее большинство их даны саамами) четко выделяются корни ИНД и ГАНГ: реки Индига, Индера, Индичйок, возвышенность, река, селение Индель, Индерские озёра, остров Ганга, залив Гангасиха, залив и возвышенность Гангас, гора и озеро Гангос. Этим названиям, кажется, нет конца. И все это при том, что саамский язык - из разряда угрофинских, так что никаким боком к индийской группе (иногда её еще называют индоарийской), индоевропейской языковой семье, как, впрочем, и ко всей этой семье в целом, прислонен быть не может! Поражает, говорил Смирнов, сходство между традиционными изображениями на индийских и саамских ремесленных поделках, народными узорами. Например, один из саамских орнаментов на одежде - ... свастика, её изображение у саамов уходит в глубь веков. 3десь, в скобках, вероятно, надо внести ясность: свастика (слово это исконно санскритское), получившая печальную известность, как государственная эмблема гитлеровского режима и отличительный знак нацистской партии, в пантеоне древнеарийской символики была обозначением добра, благополучия, плодородия, солнца, то есть источника жизни. В.Н. Дёмин позже "подбросил" еще ворох географических доказательств. Вот одно из них: исход ариев из Заполярья возглавил их вождь Рама, главный герой индийского эпоса "Рамаяна". Смотрим карту Мурманской области - находим Рамозеро, Рамутайвенч ("Возвышенность Рамы")... Так что же получается "на выходе" наших рассуждений? А вот что. Если саамский язык находится в несомненном родстве с санскритом, относящимся к совершенно иной языковой общности, а этот самый санскрит, с другой стороны, столь близок русскому и немецкому, то следует одно: у всех вышеперечисленных языков есть один общий, гораздо-гораздо притом более древний источник, чем некая индоевропейская или финоугорская первооснова, а именно - Гиперборея! Что и требовалось доказать, как пишут в учебниках геометрии. "НАДЕЙТЕСЬ - И ДАСТСЯ ВАМ, ИЩИТЕ - И ОБРЯЩЕТЕ!" Древняя Арктида ушла под воду, значит, размышлял Демин, обломки гиперборейской цивилизации надо искать на ее сохранившейся периферии. Для этой цели как нельзя лучше подходит Мурманская область, особенно ее центральная часть, Ловозёрские тундры (так по-саамски называются горы) у священного саамского Сейд-озера. И вот, уже с 1997 года, каждое лето приезжает учёный в эти места с теми, кто разделяет его научную позицию. Число их год от года множится, кроме москвичей, представителей других российских городов, среди дёминских "неофитов" немало мурманчан, которых привлекает масштабность и романтика поисков некогда великой цивилизации. Нашёл ли Дёмин то, к чему стремился ? Суммируя итоги четырёх экспедиций, со всей ответственностью можно сказать - да! Над Сейд-озером, на горе Нинчурт (по-саамски "Женские Груди") обнаружен культовый комплекс памятников, несомненно, гиперборейской эпохи. Его Дёмин назвал "Святилищем Великой Богини". Валерий Никитич полагает, что он выражает древнейшие представления о Вечноженственном, здесь поклонялись Великому Началу всего Живого. Среди разнообразных останков древнейших сооружений обращает на себя внимание пятнадцатиметровый жёлоб с двумя визирами, напоминающий обсерваторию Улугбека под Самаркандом - и это в безлюдных горах за Полярным Кругом! Обнаружена масса выбитых на камнях, на скалах знаков, в том числе рунического характера, например, трезубцы (которые, как известно, являются знаком Шивы, одного из трёх верховных богов в брахманизме и индуизме), косые кресты, традиционные символы Гипербореи, свастики, солярные круги. На северном склоне горы Нинчурт хорошо просматривается во время Полярного дня, при хорошей погоде, контур трезубца размерами примерно 400 метров, почти вдвое больше известного по многочисленным публикациям рисунка в форме "Канделябра" на тихоокеанском побережье Перу. Но "самое-самое" открытие - гигантская фигура на дне Сейд-озера. Выложенная из крупных глыб в виде креста с треугольниками, размером 200 на 100 метров, она "проявляется" только с высоты. Поневоле вспоминаются знаменитые рисунки в южноамериканской пустыне Насха и недавно открытое в Австралии четырёхкилометровое изображение обнажённого мужчины. На ум приходят предания о цивилизации исполинов, которая существовала на Земле до человека, а затем и вместе с ним... АЛЕКСАНДР БАРЧЕНКО, ФИЛОСОФ, ЧЕКИСТ, ПАРАПСИХОЛОГ В трудном деле отыскания Гипербореи в заповедных мурманских краях у В.Н. Дёмина был предшественник - Александр Васильевич Барченко, фигура яркая и самобытная. По образованию врач, философ-космист, автор своеобразной историософской концепции, он сознательно поставил себя на службу коммунистическим идеям. В начале 20-х годов он официально числился сотрудником Научно-Технического Отделения Всесоюзного Совета Народного Хозяйства (напомню, во главе ВСНХ стоял тогда Ф.Э. Дзержинский). На самом же деле Барченко активно занимался парапсихологией, прежде всего в интересах ВЧК-ОГПУ, он даже читал на Лубянке лекции по оккультизму. Он стал организатором экспедиций в регионы СССР, где наблюдались различного рода аномальные явления. Барченко полагал, что Вселенная - это сложнейшая интеллектуально информационная система, из которой - посредством манипуляций с человеческой психикой, с подсознанием - можно черпать самые интимные и закрытые для непосвящённых сведения. В 1921 году Барченко впервые прибыл на Кольский полуостров. По имеющимся ныне сведениям, он ставил себе задачу открыть секреты гипербореев, связанные с расщеплением атомного ядра и использованием ими атомной энергии в военных целях. Гипербореи были первопокорителями воздушного пространства, Барченко интересовало, какова была летательная техника далёкого прошлого, как удавалось им перемещать по воздуху тяжёлые (в несколько десятков и даже сотен тонн) объекты. И ещё одна отрасль знаний, в которой преуспевали гипербореи, привлекала учёного-чекиста - они умели входить в контакт с Высшими Космическими Силами, Барченко полагал, что остатки такого рода знаний сохранились у саамских шаманов. Перед экспедицией А.В. Барченко побывал в Петрограде, уточнил сведения по истории и географии Гипербореи в каких-то секретных масонских источниках. Эти материалы некогда находились в Архиве Александра Македонского, затем, в средние века, попали к тамплиерам (членам католического духовно-рыцарского ордена, основанного в Иерусалиме в начале XII века), а после закрытия Ордена (XIV век) стали, уже в XVIII веке достоянием масонов. В соответствии с этими преданиями в тех местах, которые намеревался посетить Барченко (и он знал об этом!) должна быть сокрыта величайшая реликвия - священный Грааль, "вожделеннейший камень", дарующий Сокровенное Знание и Бессмертие. Есть сведения, что Барченко внимательно читал великого немецкого поэта, жившего в конце XII - начале XIII веков, Вольфрама фон Эшенбаха, который в громадном стихотворном романе "Парсифаль" (25 тысяч строк), по сути дела, собрал и подытожил накопленные к тому времени знания и фактический материал по Гиперборее: Грааль - это камень особой породы, Интересно отметить, что явные, весьма мощные отголоски гиперборейского мифа о некоем сокровище, надёжно скрытом от чужих глаз, прослеживаются в замечательном духовном памятнике Германии - эпическом произведении "Песнь о Нибелунгах" (XIII век). Основные коллизии "Песни" "завязаны" на золоте, в борьбе за владение им пролито немало крови. В конечном счёте золото оказалось утопленным в Рейне, среди этих сокровищ было кольцо, обладающее волшебным свойством преумножать богатства. Великий немецкий композитор Рихард Вагнер, вдохновляясь сюжетными построениями "Песни", создал (1854-1874гг) четыре оперы, объединённые общим названием "Кольцо Нибелунгов". Эта тетралогия - одна из вершинных в творчестве Р. Вагнера. Но вернёмся к А.В. Барченко. На Кольском полуострове он работал в 1921-1923 годах, естественно, в летние месяцы. Показательно, что он находился здесь с мандатом института изучения мозга, подписанным его руководителем академиком В.М. Бехтеревым и с личного благословения Ф. Дзержинского. Любопытно, что на всех сохранившихся фотографиях тех лет Барченко запечатлен одетым в военную форму. Барченко был убеждён, что нашёл Гиперборею, приводя ряд доказательств тому. Он, в частности, обнаружил таинственный лаз под землю. Саамы рассказывали о нём, как о месте повышенной опасности. Один саам рассказал Барченко: когда он приблизился к загадочному лазу, ощущение было такое, что с него сдирали кожу живьём. Барченко с помощниками пытались спуститься в расщелину, которая, по уверениям старожилов, ведёт куда-то далеко-далеко, в земные глубины, но не решились осуществить свой замысел, хотя были людьми отнюдь не робкого десятка - они явно ощущали противодействие непонятных им мистических сил. После экспедиции на Кольский полуостров, А.В. Барченко (в 1927 году) работал в пещерах Крыма, искал там проходы к подземным городам "древних мудрецов", затем, в 1929 году, - на Алтае. В конце 30-х годов он, как и миллионы других в Советском Союзе, был расстрелян. ТУЛЕ - НЕМЕЦКИЙ СИНОНИМ ГИПЕРБОРЕИ Германия особым образом связана с Гипербореей, здесь сложились в силу ряда причин свои традиции изучения этой некогда великой цивилизации. Правда, с незапамятных времён за Гипербореей в Германии закрепилось другое ее, синонимическое, идущее от Страбона, название - Туле. В германском эпосе, в устном народном творчестве четко выявляются, чаще всего в опосредованном, "замаскированном" виде гиперборейские мотивы и сюжеты. Вот, к примеру, знаменитая немецкая сказка, записанная братьями Гримм, главные персонажи которой - Schneewittchen (в русском переводе - Белоснежка) и семь гномов. Нет сомнения, здесь "закодированы" воспоминания о прародине на Северном Полюсе, отзвуки общеарийской мифологии о полярном прошлом. Уже живя в Германии, я обратил внимание на безусловное родство немецкого и саамского фольклора, и там, и здесь непременные его персонажи - маленькие человечки, гномы (у саамов - "чахкли"). Любопытно, что и немецкие гномы, и саамские "чахкли"" не только не приносят вреда людям, но даже могут помочь им (например, ночью выполнить их дневную работу). Они любопытны, не прочь подшутить над людьми, а при случае - наказать обидчика. Считается, что "чахкли"" становятся благосклонными, если в густые заросли в тундре или в мох бросить монетку, мысленно прося о заступничестве. Это всё - одно из, может быть, тысяч проявлений того, что даже у таких, явно неродственных народов - один общий исток. А Лебединые Девы (Schwanenjungfrauen) из немецких сказок, а классические Валькирии с лебедиными крыльями? Их смысл и происхождение проясняются, если вспомнить, что Лебедь - коренной символ Гипербореи, входивший в Пантеон гиперборейских божеств. Один из крупнейших знатоков античной мифологии, русский философ А.Ф. Лосев (1893-1988) в своём труде "Аполлон и гиперборейцы" приводит свидетельства античных авторов о том, какую огромную, можно сказать, ключевую роль играла "лебединая" образно-идейная проблематика в гиперборейском бытоустройстве, обрядово-религиозной жизни. Вот что, например, по свидетельству А.Ф. Лосева, писал древнеримский новеллист, историк и философ Элиан (170-230 гг.): "Род гиперборейцев и почитание у них Аполлона воспевают не только поэты, но и писатели... У Аполлона есть жрецы... три родных брата, ростом в шесть локтей. Всякий раз, когда они совершают установленные священнодействия, с так называемых у них Рипейских гор слетает туча лебедей, непреодолимая своим множеством; и они облетают храм, как будто очищая его своим полётом, затем садятся на ограду храма, представляя собой зрелище величественное по множеству и красоте". А.Ф. Лосев ссылается на другого античного автора, историка Гимерия (IV век нашей эры), который писал, что колесницу Аполлона, бога Солнца, влекут лебеди, которых Аполлон отпускает домой, в Гиперборею. Сохранился ряд мифов, где приводится следующий сюжет: у морского божества Форкиса родилось в гиперборейских пределах шесть дочерей, прекрасных лебединых дев, которые в этом качестве здесь, в Гиперборее, и почитались. При позднейшем распаде общеарийского (то есть гиперборейского) мифологического наследия "лебединая" символика стала достоянием многих культур, в том числе русской (отсюда, в частности, образы птицедев Сирина, Алконоста, Гамаюна) и, как я уже писал, немецкой. Во второй половине XVIII - начале XIX веков множество гиперборейских реминисценций встречается в творчестве немецких романтиков. Они и, конечно же, великий Гёте вновь пробудили интерес к Туле. В 25-летнем возрасте (1774 г.) Гёте написал балладу "Es war ein Kцnig in Thule", которую спустя годы вложил в уста Маргариты в "Фаусте". Баллада сейчас считается немецкой народной песней. В.Н. Демин полагает, что это стихотворение в творчестве Гёте имеет характер неслучайный, по его словам, "молодой поэт хорошо знал проблему". В России "Thule", в том числе в классических переводах В. Брюсова, Н. Холодковского, Б. Пастернака звучит как "Фуле"", поэтому связь баллады Гете с первоисточником, с Гипербореей как бы замазывается, ретушируется. Только один, пожалуй, А. Фет (который перевёл обе части трагедии) поставил в точном соответствии с оригиналом - Туле. Большой интерес к теме Туле проявлял Р. Вагнер, его оперы "Лоэнгрин" (как известно, Лоэнгрин - Лебединый Рыцарь) и "Парсифаль" написаны на сюжеты, опосредованно связанные с Туле. Вплоть до сороковых годов двадцатого века в Германии плодотворно работало "Общество Туле", которое сделало немало важных научных наработок, они, как считает В.Н. Дёмин, заслуживают самого пристального внимания. Исследованиями "Общества Туле" воспользовались нацисты, которые непререкаемому с точки зрения исторической достоверности сюжету - приходу в южные земли северных ариев (на русский язык термин, использовавшийся нацистами, по традиции переводится как "арийцы") дали своё, расистское, бесчеловечное толкование. В гитлеровской Германии "Институт Туле" входил в структуру Гестапо и опекался лично Гиммлером. После разгрома нацизма проблема Гипербореи-Туле оказалась, если не под запретом, то близкой к этому. В СССР Гиперборее досталась меньше, так как запрещающе-карательные органы не понимали, что Туле тождественно Гиперборее. ЗАЧЕМ И КОМУ НУЖНА ГИПЕРБОРЕЯ? То, что вы сейчас узнали, уважаемые читатели, я изложил, разумеется, не так пространно, перемежая немецкие слова с русскими и заглядывая в словарь, фрау Бригитте. Но по мере того, как мой рассказ подходил к концу, я чувствовал все более и более, что отклика, на который я рассчитывал, я у фрау Бригитты не получил. "Wozu?" - спросила она меня, мягко улыбаясь. Забыв, что она имеет дело с человеком, только-только начавшим постигать немецкий, фрау Бригитта, энергично жестикулируя, заговорила быстро и напористо. И хотя многих слов я не знал, смысл ее страстного монолога до меня дошел. Для чего, зачем тратить время, деньги, в конце концов, жизнь, копаясь в более чем седовласой старине, в то время как не где-нибудь за тридевять земель, а порой рядом с нами множатся нищета, горе и страдания, творятся несправедливости, унижают бедных и обездоленных? Разве не прямой долг честного, порядочного человека - в меру своих сил помогать сирым и несчастным, возвышать голос, обличая Зло и Неправду? И фрау Бригитта указала на огромный плакат, вывешенный на видном месте в магазине, с просьбой пожертвовать - кто что может - в пользу детского дома, забытого Богом и Россией где-то там в вологодской глубинке. - Как все же тесен мир! - подумал я. Около года назад примерно то же самое говорил мне в Мурманске краевед и журналист Владимир Жданов, призывая "отложить на время Гиперборею", стать одним из инициаторов и организаторов кампании по сбору средств в помощь Сербии. Я с большим уважением отношусь к таким людям, как фрау Бригитта и Володя Жданов, ими, несомненно, движут благородные, добрые побуждения. Но уверен - в том, что Гиперборею следует отложить до лучших времён, они не правы. Кто-то из великих сказал примерно так: если человек не знает прошлого, он не осознаёт, не провидит будущего. В Гиперборее, этой удивительной, пока ещё для нас загадочной цивилизации, давшей начало всем ныне здравствующим народам и языкам, скрыта невероятная по созидающей мощи, всех нас живущих на Земле объединяющая Идея. И в самом деле - если неоспоримо, что корни обычаев, традиций, менталитета, культуры всех людей едины, значит мы один другому, а народ народу - не враги, значит мы должны жить друг с другом именно так - как Друг с Другом. НЕЧТО ВРОДЕ ЭПИЛОГА А что же поделывает нынче Валерий Никитич Дёмин? Небось, лежит себе на электронно-компьютерной печи со всякими "факсами-шмаксами" и модерновыми "наворотами", наслаждается покоем и почётом да пироги хрумкает? К счастью ли, к несчастью, дело обстоит, как говорят одесситы, "уж совсем-таки не так". Интеллектуалам даже такого уровня как Демин, живётся сейчас в России несладко. Один из ведущих русских философов, специалист по космизму, автор более ста пятидесяти работ научного, научно-художественного и беллетристического содержания, Валерий Никитич очень много трудится, чтобы заработать себе на хлеб насущный. Несколько дней назад я звонил Валерию Никитичу в Москву, поздравил с окончанием очередной, только что закончившейся экспедиции. Несмотря на позднее время, Валерий Никитич находился за письменным столом, дописывая последние страницы книжки, которая должна быть издана вот-вот, издатель торопит. До конца этого года он обязался сдать ещё одну книжку, так что, как сказал, отвечая на мою шутку, Валерий Никитич, о том, чтобы покейфовать на печи и говорить не приходится. Большую часть дёминского времени ныне занимает всё, что связано о анализом итогов четырёх экспедиций на Кольский полуостров и планированием новых научно-поисковых работ, которые намечено проводить под девизом: "Гиперборея - новое тысячелетие; шаг из прошлого в будущее". К величайшему сожалений, далеко не все, что хотел бы осуществить Дёмин, реализуется. По причине самой банальной - отсутствие "проклятого металла". Найти сколько-нибудь серьёзного спонсора не удаётся, отечественная бюрократия в лице своего официального учреждения - Российской Академии Наук- в упор Дёмина, учёного, свершившего крупное научное открытие, не видит. Вот уж и вправду - нет Пророка в своём Отечестве... И тем не менее В.Н. Дёмин не унывает, голос его по телефону звучит задорно и уверенно. Научно-поисковая экспедиция в следующем году состоится непременно, будет расширена - по мере возможностей - география культурно- археологических изысканий. В Мурманске, на научно-литературном "междусобойчике", посвященном заманчиво-прихотливым гиперборейским сюжетам, я прочитал стихотворение, которое заканчивалось так : Цивилизации великой Эти строки и сейчас в сжатой форме передают мое личное, "не для протокола", отношение к делу рук Валерия Никитича Демина. Мурманск - Москва - Бернау |
© 2001-2024 Международный Клуб Учёных |